«Черная пятница» ушла без покупок. Россияне охладели к распродажам

30.11.2021

Обещанные скидки не смогли заманить россиян в торгцентры во время «черной пятницы». В период распродаж, вопреки ожиданиям ритейлеров, посещаемость магазинов оказалась на 24–35% ниже, чем в допандемийном 2019 году. Покупатели без энтузиазма восприняли акцию из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, считают участники рынка.

Черная пятница», проходившая 26–28 ноября, не позволила торгцентрам достичь допандемийных показателей по числу покупателей, свидетельствуют данные аналитиков рынка и управляющих объектами, опрошенных “Ъ”.

Так, в Rstat зафиксировали падение трафика торгцентров Москвы и Подмосковья на 24% по сравнению с теми же датами 2019 года.

В этом году посещаемость объектов в «черную пятницу» оказалась на 30–35% ниже, чем за тот же период 2019 года, констатирует управляющий партнер ITD Properties Инесса Самохвалова.

По словам управляющего директора MallTech Lab (входит в Malltech; управляет и владеет торгцентрами в регионах) Кирилла Степанова, в этом году итоги «черной пятницы» оказались «самыми скромными за последние четыре года».

По его словам, максимальный прирост посещаемости был зафиксирован только в торгцентре компании в Уфе, где пришло на 23% больше посетителей, чем в обычные выходные.

В 2018 году трафик в объектах компании во время распродаж был в среднем в два раза выше относительно обычных дней, в 2019 году — на 70–80%, в 2020 году — на 20–50%, сравнивает господин Степанов. Руководитель отдела аренды торговых помещений JLL Резеда Садритдинова связывает низкий трафик торгцентров в «черную пятницу» с общим негативным настроением покупателей на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Не удовлетворены итогами распродаж и продавцы одежды и обуви. Президент Baon Илья Ярошенко утверждает, что «черную пятницу» в сети не почувствовали: «В 2019 году прирост трафика на неделе, когда проходила "черная пятница" составил около 10% к предыдущей неделе». В 2021 году нет такого прироста трафика и выручки, несмотря на скидки и маркетинговую поддержку акции, добавляет он. По словам президента Zenden Андрея Павлова, в этом году в «черную пятницу» трафик упал более чем на 12% по сравнению с такой же акцией в 2019 году. «Но при этом вырос средний чек, так как за два года инфляция в наших товарных группах значительно выше официальной в стране»,— поясняет он.

Впрочем, некоторые сегменты показали существенный рост продаж в «черную пятницу». Например, у ювелирных магазинов оборот вырос на треть относительно базового периода, отмечает директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина. В сети Sokolov 26–28 ноября продажи в офлайн-магазинах выросли в восемь раз год к году (сравнения с 2019 годом там не предоставили) и составили 304 млн руб. В сети говорят, что увеличение продаж могло быть обусловлено ростом сети: с начала этого года общее число магазинов выросло почти в четыре раза, до 300 точек.

По данным Tinkoff Data, траты на ювелирные изделия в «черную пятницу» выросли на 40% в сравнении с 2019 годом и на 37% относительно 2020 года.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров связывает популярность ювелирных изделий в «черную пятницу» в том числе с дефицитом ряда линеек смартфонов, планшетов и ноутбуков, что сокращает количество альтернатив для подарка.

Многие ритейлеры в Москве в этом году предложили покупателям очень большие скидки, но это в итоге негативно сказалось на их маржинальностиона оказалась ниже показателей 2019 года, отмечает глава департамента ритейла CBRE Марина Малахатько.

Эксперт предполагает, что продавцы стали давать большие скидки в «черную пятницу», опасаясь новых ограничений из-за пандемии.

Онлайн-ритейлеры, напротив, отчитались о кратном росте в сравнении с прошлым годом: в «черную пятницу» у Wildberries оборот вырос в 2,6 раза, у Ozonв четыре. По мнению Михаила Бурмистрова, офлайн проиграл онлайну в маркетинговой активности и в рекламных бюджетах: «У офлайн-ритейлеров меньше возможностей достучаться до покупателя».

Дмитрий Шестоперов, Александра Мерцалова
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ