NEW

Выжить без иностранных брендов: как торговым центрам в России вернуть посетителей

21.04.2022

Россияне стали меньше ходить в торговые центры. Началось это еще в 2020 году, когда во время коронавируса многие познакомились онлайн-шопингом, и продолжилось в 2021, когда их не пускали в ТЦ из-за отсутствия QR-кодов. Однако, если не брать в расчет коронавирусный период, падение все равно заметно.

Согласно статистике Rstat Index - индексу, дающему еженедельные срезы о посещаемости торговых центров, посещаемость ТРЦ по всей России в 15-ю неделю (с 11 по 17 апреля) выросла на 3,2% относительно 14-й недели 2022 года, но в сравнении с 2021 годом упала на 4,9%, а относительно 2019 года падение составляет аж 32,6%. По УФО данные Rstat Index следующие: посещаемость к предыдущей неделе выросла на 9,9%, относительно аналогичной недели 2021 посещаемость упала на 21,9%, а в сравнении с 2019 годом падение составляет 27,5%.

Выжить без иностранных брендов: как торговым центрам в России вернуть посетителей

Места Zara и H&M некому занять

По мнению эксперта Дарьи Шадриной, ушедшие во время спецоперации на Украине бренды привели к потере якорных арендаторов (например: IKEA в «Меге» в Екатеринбурге), а также магазинов со схожими товарами (Zara, H&M и т.д), в которые посетители ходили один за другим. Такая проблема актуальна для крупных торгово-развлекательных центров.

Выжить без иностранных брендов: как торговым центрам в России вернуть посетителей

 

«Обычно такие арендаторы встречаются в крупноформатных ТРЦ. Соответственно, именно там появится большое количество пустых площадей, причем на небольшие по площади секции будет проще подобрать нового арендатора», – отмечает эксперт.

Однако у российских производителей просто нет возможности снимать такие большие площади и выставлять свою продукцию.

«Посещаемость ТЦ уже упала, и те, которые не обладали какими-то площадями под детские/развлекательные места, точно будут страдать первыми. Возможно, когда российские производители немного расширятся, раскрутятся, наладят новый поток продаж – получится заполнить текущие площади, но пока два-три месяца будет тяжело всем. Для того чтобы занять освободившиеся площади от Mango, Zara и др., нужно понимание дальнейшей ситуации, что в текущих реалиях сложно сделать», – поделилась с ИА SM-News основатель и идейный вдохновитель бренда VERA Yakimova Вера Якимова.

Лучше ситуация обстоит в ТРЦ, где есть магазины низкоценового и среднеценового сегментов, так как покупательская способность людей падает, а также ТРЦ с крупными гипермаркетами.

«Районные торговые центры испытывают меньшее падение посещаемости, поскольку своим ключевым якорем чаще выбирают гипермаркеты, которые продолжают привлекать людей», – считает Шадрина.

Придется перестраиваться

Поскольку магазины, ранее привлекавшие посетителей, закрылись, торговым центрам старого формата придется перестраиваться. Проблемы может решить открытие развлекательных зон, причем не только для детей, но и для взрослых: пространства для коворкинга, лекционные и выставочные залы. В последнее время наблюдается устойчивый тренд по открытию фитнес-центров, детских секций и бассейнов для привлечения посетителей, но этот путь подходит только для ТРЦ, расположенных в жилых массивах с хорошей транспортной доступностью.

 

«Развлекательные зоны всегда тесно связаны с фудкортом, поэтому здесь тоже важно закрывать потребности вашей целевой аудитории. Города-миллионники России уже пошли по пути открытия гастрономических зон с уникальными ресторанами. Возможность отдохнуть и поесть в целом позитивно сказывается на среднем времени пребывания в ТРЦ», – считает эксперт.

Таким образом, торговым центрам надо перестраиваться — привлекать людей за счет уникальных предложений, где шопинг — лишь часть того, ради чего стоит посетить ТРЦ. Правильный маркетинг, включающий интерактивную механику и вовлечение посетителей через онлайн-каналы, стимулируют формирование лояльной аудитории, активность в социальных сетях и регулярное посещение ТРЦ.

Ксения Медведева
Фото: SM.News